Святослав Можей: Моя поездка на Св. Гору Афон

21 Авг 2024

Поездка на Афон ― это всегда поездка в гости в Обитель Святой Богородицы. По опыту, можно не строить планов и не волноваться, как пройдет ваше путешествие, потому что Сама Богородица устроит все наилучшим образом.

Из Википедии: Афо́н (греч.Άθως, в греческих источниках официально именуется Святая Гора, — гора (высота 2033 м) и крупнейшее в мире средоточие православного монашества на полуострове Айон-Орос на северо-восточном побережье Греции.

В системе административных районов Греции имеет название «Автономное монашеское государство Святой Горы» и обладает статусом самоуправляемого сообщества 20 православных монастырей, находящихся в непосредственной церковной юрисдикции Константинопольского патриарха (с 1312 года).

Для православных всего мира — одно из главных святых мест, почитается как земной Удел Богородицы.

Одним из самых известных обычаев монашеской горы Афон является запрет на въезд женщинам и самкам животных.

Вообще я на Святую Гору не собирался в этом году, хотя знакомые периодически спрашивали, поеду ли я и не поехать ли вместе. Но с весны этого года «афонская тема» стала затрагиваться все чаще. Супруга вдруг сказала, чтобы я поехал туда помолиться за одного болеющего родственника. Это удивило меня, т.к. обычно супруге спокойнее, когда я никуда не уезжаю. Потом один человек написал мне в Телеграм, чтобы я помолился на Афоне о его скорейшем выздоровлении, что меня уже окончательно уверило в необходимости посетить Афон. К слову сказать, я был там 7 раз, впервые — лет 13-14 назад. Пришлось делать загранпаспорт, потом шенгенскую визу и заказать разрешение на посещение Святой Горы, которое называется «Диамонитирион».На все это у меня ушло, наверное, месяца три. При этом «Диамонитирион», на оформление которого обычно уходит 3 дня, мне сделали, наверное, за 3 часа. Это тоже был некий для меня знак.

Поехал я на Святую Гору. Поехал один. Я уже ездил туда несколько раз один, и в походы-путешествия езжу периодически в одиночестве, потому что тогда больше возможности подумать, очистить мысли, помолиться. Когда с кем-то – много лишних разговоров, забот. Тогда возникают споры – куда пойти сейчас, что есть, где спать и т.д., отнимающие время и силы. Только теряешь и ничего не приобретаешь…Прямых рейсов в Европу сейчас нет. Туда я летел с двумя пересадками, обратно аж с тремя!

Прилетел я утром в 5 часов в Салоники, и мне еще как-то надо было добраться до Уранополиса, где получают разрешение на посещения Святой Горы (Диамонитирион) и откуда отправляются туда паромы и катера. По прилете я начал искать возможных попутчиков. На паспортном контроле я увидел монаха с паломниками, улучил момент и поинтересовался, не в Уранополис ли они едут и как собираются туда добираться. Оказалось, что их встречает машина и у них есть место, чтобы взять меня с собой. И это стало началом чудес, которые по воле Богородицы и Господа произошли со мной в этой поездке.

В дороге разговорились, моим собеседником оказался русский монах отец Иоанн. Он спросил о моем маршруте. Я ответил, что меня благословил отец Георгий с русского скита «Новая Фиваида» подняться для начала на вершину горы,а потом приехать к ним. На что отец Иоанн сказал, что, если мне нужно будет переночевать до подъема или после подъема на гору, то лучше это сделать у отца Памвы в самой верхней каливе[1] и подниматься со стороны Карулей и Катунак[2]. Я никогда в этих районах не был, но мечтал там побывать, ведь именно там жили старцы, отшельники. Из наиболее известных нам – Паисий Святогорец, Порфирий Кавсокаливит, Ефрем Катунакский и многие другие.

По приезде в Уранополис, меня теперь больше всего волновал вопрос: а что, если мне не дадут разрешение на посещение Св. Горы? Оно было заказано, да, но оно еще же не в моих руках! И, как оказалось, мои опасения не были напрасны: меня не было в списках! Пришлось звонить в Россию, в агентство, через которое я делал документ. Оказалось, что я в списках «на завтра». Но какое хорошее дело обходится без искушения? С Божией помощью, оперативно поменяли дату на сегодня, а я зато успел искупаться в Эгейском море. Может, так оно и должно было быть?

На Святую Гору я отправился с предпоследним паромом, но время было упущено, набирала обороты жара, и подниматься на гору в этот же день уже становилось гораздо труднее. Все паромы идут до главного порта святой Горы – Дафни. Там, если надо плыть дальше, как, например, мне, нужно пересаживаться на другой паром или катер.

В кассе мне сказали, что мой паром уже стоит на причале, поэтому я разволновался, что не успею, бегом побежал к нему и даже забежал на него. Но работник парома дал мне понять, что время посадки еще не наступило. Я вышел с парома на берег и тут же какой-то монах сказал мне: «Еще рано, подожди чуть». Потом спросил: «А куда направляешься?». Я ответил, что хочу подняться на гору и что мне советовали переночевать у отца Памвы. На что удивленный монах по имени Илларион сказал: «Я оттуда. Подниматься на гору сегодня уже поздно, переночуй у нас».

Кто верит в совпадения, очевидно, и дальше будет в них верить, но я уверен, что это так Богородица устроила. Если бы я получил сразу «Диамонитирион», то не попал бы к отцу Памве и отцу Иллариону, как мне и было сказано еще по пути в Уранополис. Очередное чудо в этой поездке. По моим оценкам, на Святой Горе официально и не официально проживает около 4 тысяч монахов и послушников. И вот одним из 4-х тысяч, кого я встретил первым на Святой Горе, оказывается именно тот, кто приведет меня в предназначенное для меня место ночевки…

На причале «Карули», кроме нас, вышло еще несколько человек: один грузин, два серба. Мы перезнакомились и начали подъем. Международным языком общения в основном был русский!

По плану первого дня нам нужно было дойти до каливы отца Памвы, находящейся на высоте над уровнем моря около 800 метров. Отец Илларион по пути провел нам экскурсию: мы зашли в каливу, где хранится нетленная глава прп. Ефрема Катунакского, ученика Иосифа Исихаста, потом попали в каливу, где хранится список с чтимой иконы Божией Матери «Монреальская», хранителем которой был известный мученик наших времен Иосиф Муньос. В последней каливе монахи живут без электричества, без телефонов. «На жизнь» зарабатывают написанием икон, изготовлением четок; как у всех, там есть свой огородик. Меня поразило гостеприимство и радушие батюшки, который нас принимал и угощал. К сожалению, не запомнил точно его имя, кажется, отец Венедикт. Он из понтийских греков, его отец родился в Грузии.

К слову, мы по пути подобрали еще в свою группу некоего грузинского монаха (что-то мне подсказывает, что он приехал на Святую Гору, чтобы там остаться). Так вот, этот грузинский монах не знал, что идет СВО … Также удивило меня, что при нем была зимняя куртка, хотя на улице было +28-29 в тени. Этот грузинский монах в итоге остался ночевать в этой каливе, а мы пошли дальше.

Пока мы дошли до каливы отца Памвы, я думал, что «откину копыта». Жара неимоверная. Пот ручьем. Сердце выпрыгивает из груди. Рюкзак мой 8 кг весу (что, в принципе, не много). Но после такого подъема я засомневался, что смогу подняться на гору. Из моего скудного времени на Горе (неполный первый день , неполный последний и еще 3 полных суток) в итоге половину выйдет на то, чтобы подняться на гору, спуститься и вернуться в столицу Святой Горы, чтобы продолжить свой путь на Новую Фиваиду. Но прошла ночь, я отдохнул и выдвинулся в 5.30 утра в сторону вершины.

Подниматься было тяжело, но легче, чем это было по жаре на высоту 800 метров в первый день. Напомню, высота горы 2033 м (Иисусу Христу в земной жизни довелось провести 33 года.И в Нем были соединены две природы – Божественная и человеческая).

До храма и места ночевки многих паломников, которое называется Панагия, т.е. Богородица в переводе на русский[3], высота 1500м над уровнем моря, я добрался за 2,5 часа. Потом 1 час у меня ушел на отдых и перекус (я поднимался без завтрака). Потом еще 1,5 часа у меня ушло на подъем на саму вершину. С Божией помощью, поднялся!

Там я полежал, отдохнул, попробовал позвонить в колокола храма Преображения Господня и пошел вниз. Кто поднимался высоко в горы, тот знает, что спуск может быть гораздо коварнее подъема. Дело в том, что на спуске начинают перегружаться мышцы, которые в обычной жизни человека не так задействованы. На суставы тоже повышается нагрузка. В итоге после Панагии у меня сильно заболело колено левой ноги. Слава Богу, у меня с собой были трекинговые палки (хорошо, додумался их купить перед поездкой! И хорошо, что их не забрали на досмотре, т.к. они якобы запрещены в перевозке в салоне, — хотя пытались). С их помощью, я как на костылях максимально уменьшил нагрузку на левую ногу.

С молитвой и Божией помощью, часа за 4 я вернулся обратно в каливу отца Памвы (кстати, забыл сказать, что, оказывается, в этой каливе 1,5 года подвизался сам прп. Паисий Святогорец! Но потом он перешел в другое место, в Кавсокаливию. И рядом с этой каливой находится пещера прп. Гавриила Афонского). По пути я молился и думал, куда и как мне двигаться дальше. Ночевать на том же месте еще одну ночь не хотелось, времени мало, можно было бы куда-то выдвинуться, но вариантов было немного. Раз я на Афоне, то хотелось бы попасть на Литургию, пусть даже в греческом монастыре. Возможно, неплохо бы попасть в монастырь Святой Анны, самый близкий от этого места.

У отца Памвы я покушал, принял душ (воду собирают тут обычно дождевую и далее уже употребляют частично на пищу, частично на хозяйственные нужды). И вдруг некий монах (а их там всего 4 человека) налетел на меня с негодованием: зачем я пришел сюда и зачем мне тут еще одну ночь надо быть?! Я задумался — Богородица дает мне понять, что, действительно, мне пора идти… Но тут появился отец Илларион, который успокоил того монаха и сказал мне, что лучше мне остаться. Я поспал часа полтора и решил уйти. Собрал вещи, попил чаю. Тут отец Илларион стал мне говорить, что я уже не дойду до монастыря, потому что время уже позднее, там будут ворота закрыты, пока я дойду (а было 6 часов вечера).

И тут «вдруг» пришел какой-то батюшка с множеством паломников. Они заняли место, где я спал. И я уже на 100% убедился, что мне пора, встал и пошел. Вообще, мне меньше всего хотелось на Святой Горе встречаться с украинцами, потому что это могло породить ненужные споры и вражду. Можете себе представить, эти паломники оказались с западной Украины… Притом, они пришли ровно сразу после того, как я собрал свои вещи и попил чай. Все понятно! Слава Богу! Даже, казалось бы, в странном и довольно агрессивном поведении монаха, который меня «гнал», оказался глубокий смысл! Дорогие мои, но Бог же везде, не только на Афоне! Сколь мало мы понимаем в духовном плане, что вокруг нас происходит…

По словам отца, мне до Святой Анны было идти чуть больше часа. Но так как травмированное колено снижало скорость моего передвижения, через 1,5 часа я нашел место для ночлега. Довольно уединенное место совсем без окон и без двери.

Так вот для чего в Уранополисе, пока я ждал «Диамонитирион», я купил коврик и спальник! Выполнил вечернее правило, почитал Евангелие и лег спать. Немного досаждали комары. Пришлось накрыть лицо рубашкой и так спать, от этого было душновато. Полагаю, что ночью было градусов 20 тепла. Дышать через рубашку было, конечно, неудобно. Но ничего, сбылась мечта туриста: переночевать на Афоне на свежем или «почти на свежем» воздухе! В 4 утра, хотя было еще темно, я проснулся от разговоров людей. Это какие-то греки начали подъем на Святую Гору. Ну что ж, значит, пора вставать! Кстати, оказалось, что со мной под тойже крышей ночевала летучая мышь…

До монастыря святой Анны, который находится на высоте 300 метров, я со своими «костылями», опираясь на обе палки, добирался ещё 1,5 часа, т.е. от Катунак, где я ночевал первую ночь, у меня ушло в итоге 3 часа ходьбы. На Литургию я успел лишь к концу. Монахи вынесли паломникам перекус: сушки, оливки, кофе.

Я отдохнул, перекусил и подумал, что у меня еще есть время до парома, до которого спускаться еще примерно час, чтобы посетить место, где подвизался прп. Иосиф Исихаст. Я там уже был и примерно понимал, где искать тропу. Но получилось так, что два варианта троп, которые я испробовал, оказались тупиковыми или вели не туда. Пока я нашел нужную тропу, часть времени была уже потеряна, но его было пока достаточно, чтобы успеть. Когда я нашел нужную тропу, случилась неприятность: заболело еще и правое колено. Да… искушения! Я решил все же продолжить путь к каливе прп. отца Иосифа. С молитвой и упованием пошел дальше. Молился и Богородице, и Господу и прп. Иосифу. Вот уже вожделенный указатель, который говорит, что цель близка… Удивительно, но боль в коленях слегка ослабла, хотя у меня были уже мысли повернуть назад, были мысли, что я ошибся с расписанием парома, что я могу опоздать и мне нужно «бросить все» и пойти уже вниз к парому… Но я устоял.

Пришел на место, зашел в храм, который построил и в котором служил прп. Иосиф. Там стояла лампадка с маслицем, видно, тут иногда кто-то ее возжигает, я помазался маслом из лампады и направился в состоянии благоговения вниз, к парому. И, о чудо! Боль в коленях стала ослабевать и скоро вообще прошла! Произошло исцеление! Если до этого я уже второй день передвигался, опираясь сразу на две палки, то тут я просто побежал без палок! Вот такое утешение Бог дает верующим в Него!

Паром, кстати, очень сильно опоздал, можно было так и не спешить…

Я сел на паром. Доехал до центрального порта Дафни, пересел на паром в сторону Уранополиса, чтобы добраться до Новой Фиваиды, где меня давно уже заждались. Но проблема в том, что этот большой паром не останавливается на Новой Фиваиде. Самая ближайшая остановка — это «Иванница», от которой мне пришлось бы вдоль моря топать еще примерно 2,5-3 часа, при этом в нескольких местах перелезать через скалы, т.к. вдоль моря там не пройдешь. Сил нет, жара неимоверная, перспективы не радуют. Но с Богом какие трудности? Я был уверен, что Богородица поможет, Бог управит.

Так и получилось. На пристани «Иванница» встретилась надувная лодка с монахами,оказавшимися соседями Новой Фиваиды, которые с радостью отвезли меня туда! Вот уж в который раз открывается истина, что на Афоне ты в гостях у Богородицы, не надо беспокоиться, как и что получится! Все управится!

На Новой Фиваиде я провел остаток дней, выделенных на путешествие, стараясь прожить их в уединении и молитве, благо, там обстановка позволяет найти себе укромное место.

Скит «Новая Фиваида» — это место, где монахи большую часть времени посвящают уединению, Иисусовой молитве. Разговаривают мало. Это место, где душа приходит в умиротворение. С Божией помощью, я сподобился поисповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.

По поводу СВО на Святой Горе говорят не так много. Мнения разные, порой противоположные. В Русском Свято-Пантелеймонове монастыре игумен вообще запретил говорить на эту тему. Молиться и все.

Обратно я летел с тремя пересадками. Удивительным было то, что пересадка оказалась в Венеции! (Когда брал билеты, самые дешевые, не думал, что «Вен» это Венеция, думал, что Вена). Между самолётами было время, и я побывал там. Я в Европе если и хотел что-то увидеть, так только Венецию, ну, может быть, еще Париж и Норвегию (люблю север), но сам никогда туда не стремился.

Интересное и важное замечание: в Греции в автобусе люди не «сидят» тупо в телефоне, как у нас. Таких единицы. У нас это вообще как болезнь или сумасшествие — люди даже по улице идут, уткнувшись в телефон.

Еще очень много людей в городе и в автобусе крестятся три раза, когда видят поблизости храм. Вот нам бы так уже давно пора! Жаль, что у нас не так.
Про безбожность Европы тоже не все так однозначно. Итальянка, моя соседка по креслу в самолете, женщина лет 60-ти, крестилась перед взлетом и после посадки и, кажется, благодарила Бога.

Заходил в храм в Италии: входят туристы и паломники, ставят свечи. Свеча — это молитва, значит, о чем-то просят, значит, ведают, что есть Сила, которая способна им помочь. Наверное, вектор на «безбожность» все-таки есть, но вопрос еще, какой у нас вектор? В храмах пока, мне кажется, не сильно людей прибавляется. Разве только, как всегда, на крещение и отпевание.

Сложный перелет с двумя пересадками, и я дома… Почему-то размышляю уже о следующем посещении Святой Горы. Почему?..


[1] Калива- это отдельное жилище монахов, а обычно группа построек и сад, находящиеся на территории, относящейся к какому-либо монастырю.

[2] Вся гора поделена на районы со своими названиями. Карули, Катунаки, Керасья, Кавсокаливия – эти районы находятся на окончании горы Афон, там нет автомобильных дорог, а только горные тропы, грузы поднимаются с моря на себе или с помощью мулов.

[3] По преданию, Богородица, когда поднималась на гору, дошла только до этого места, на саму вершину не стала подниматься, возможно, ввиду того, что была уже не молода.