Хочу вам рассказать об очередной паломническо-туристической «поездке выходного дня» с семьей.
Выехали с дачи в пятницу в 12.30 и направились на ферму «Богдарня» к Джону Кописки (англичанин, женившийся на русской и принявший гражданство РФ, один из лидеров по производству качественного молока и, по его словам, лидер агротуризма в РФ). Задача была – занять детей, посмотреть ферму, переночевать и выдвинуться далее в Дивеево. Нас поселили в «новом корпусе», который переоборудован в гостиницу из коровника.
Мы проехались по окрестностям: очень красиво вокруг – река Клязьма, сосновые леса. Искупались в песчаном карьере. Дождь не дал нам в полной мере насладиться природой и окрестностями.
Гостиница нам не понравилась, но не буду вдаваться в подробности, дабы мой рассказ не выглядел заказным черным пиаром. Что еще очень сильно не понравилось нам, как и некоторым другим гостям агротуристического комплекса – это перебор с портретами Сталина. На территории комплекса даже есть памятник Сталину. Это, конечно, вызывает недоумение ― известно, что Джон Янович человек православный и построил в деревне храм в честь Жен -Мироносиц. Почитание Сталина несовместимо с православием! Гонители христиан Коба-Джугашвили и Ульянов-Ленин – преступники, осуществившие переворот, уничтожившие Российскую империю, установившие в стране диктатуру с миллионами жертв, плоды которой мы пожинаем до сих пор, уничтожившие целые слои общества ― купечество, духовенство, казачество, предпринимательство, аристократию, офицерство и т.д. Объяснить любовь многих людей к Сталину я могу только тем, что в их сознании сложился совсем другой образ «вождя народов», не имеющий отношения к реальному. Они просто мечтают о сильном правителе-патриоте, который бы по-настоящему заботился о стране и народе. В таком случае, в качестве идеала им больше подошли бы русские императоры Александр III, Александр II, великий князь Александр Невский! Чем не сильные правители, при этом не принесшие своему народу столько горя и потерь, как Сталин? Ну, ладно, рассказываю дальше.
Ночью была гроза, днем периодически шел дождь. По всей России прокатились ураганы. Во многих заведениях общественного питания не было света, и мы «нажали на газ», чтобы продвинуться ближе к Нижегородской области, в надежде найти столовую, где есть электричество. Отъехали километров 50 и смогли перекусить.
В Дивеево приехали уже в 19 часов, вечерняя служба закончилась, но шел молебен преподобному Серафиму. Первым делом мы пошли на канавку Пресвятой Богородицы.
Когда мы подошли к началу канавки, то увидели радугу (смотрите фото). Преподобный Серафим говорил, что по этой канавке каждый день ходит Сама Матерь Божия! Он заповедовал своим чадам проходить по ней с чтением 150-и богородичных молитв[1]. Некоторые паломники шли по канавке босиком. Даже младшая дочка пропела с нами молитву почти все 150 раз. Очень много людей были на канавке впервые – читали молитву, распечатанную на листе бумаги, или с телефона. Слава Богу, что люди приобщаются к невидимой, духовной стороне бытия! После канавки Господь сподобил приложиться к мощам батюшки Серафима.
На следующий день я пошел на службу в новый Преображенский собор (его строительство предсказывал сам преподобный Серафим) на первую службу к 5 часам.
Я был потрясен росписями храма, напоминающими мозаику. Исповедь принимали порядка 10 священников. С Божией помощью причастился. Причастие вынесли в пяти чашах! Людей был полный храм.
На второй службе, которая началась в 9 часов в Троицком храме, причастили дочку. Чаш было еще больше, чем на ранней Литургии, а людей ― больше, чем может одновременно войти в храм!
Приложились к мощам дивеевских блаженных. Слава Богу, что мы оказались в храме в тот момент, когда мощи полностью открыли! Дивеевские блаженные[2]– это золото дивеевской земли! Рекомендую всем почитать их жития. Затем побывали в домике-музее блаженной Паши (Параскевы) Саровской. Именно она предсказала страстотерпцу царю Николаю, что ждет Россию и его самого.
В воскресенье 30 июля, когда мы были в монастыре, в Дивеево уже стали приходить крестные ходы из разных городов России. Ведь уже через день, 31 июля, должны были начаться праздничные богослужения, которые продлятся всю ночь и утром будет несколько Литургий, одна из которых проходит под открытым небом. 1 августа отмечается величайший для Дивеево праздник – день обретения мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Ожидается много тысяч паломников. Один из таких крестных ходов мы засняли по дороге в Москву.
Нами овладело беспокойство: как мы в воскресенье успеем добраться домой, ведь Москва далеко, а день такой, что без пробок не удастся добраться.
Поехали на источник (коих в Дивеево множество), набрали водички, я окунулся, попросили благословения у святых и направились в сторону Москвы.
Слава Богу, доехали до Москвы относительно быстро и без пробок. Была, правда, одна заминка: на платной трассе чуть не кончился бензин. Пришлось съезжать с трассы и искать заправку. Удалось заправиться, лишь когда в баке оставалось уже меньше одного литра…
Слава Богу, мы всей семьей побывали в Дивеево! Устали, конечно. Но, слава Богу за все!
Дорогие братья и сестры! Паломнические поездки могут помочь нам осознать реальность невидимого духовного мира и прикоснуться к нему, пообщаться с самим Господом и Его святыми! Нетленные мощи святых ― это свидетельство для нас, чтобы мы задумались! Будем стараться жить по Божиим заповедям, соблюдать посты, читать Евангелие, духовную литературу. Обратимся к Богу в своих молитвах, отдадим Ему свое время, силы, свой ум, будем чаще исповедоваться и причащаться, и Бог не оставит нас как в этой жизни, так и в жизни будущей, как Он и обещал Своим ученикам!
Именно после моей поездки в Дивеево к преподобному Серафиму, примерно 15 лет назад, у нас возник проект «Символик». Отче Серафиме, моли Бога о нас! С праздником!
• Ваш С.
[1] «Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою. Благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших».
[2] Блаженные, или Христа ради юродивые — святые, несущие особый вид христианского подвига — юродство (мнимое безумие). Чтобы победить в себе главный грех, разделяющий человека с Богом, — гордыню и тщеславие, юродивые вели себя как безумные, вызывая насмешки окружающих и постоянно подвергаясь унижению. Кроме того, блаженные вели крайне аскетический образ жизни: часто у них не было ни постоянного жилища, ни приличной одежды, питались они за счет милостыни. Главным делом их жизни была молитва. Можно сказать, что юродство ради Христа — самый прямой и краткий путь ко спасению, но способны к нему немногие, и на этот путь становятся только по особому изволению Божию. За крайнее смирение Господь наделял юродивых даром прозорливости, чудотворения, пророчества. В Дивеево всегда были блаженные, говорят, есть они и сейчас.