«Сейчас важно признание ложного пути, по которому пошла страна»

5 Апр 2024

Размышления участника Екатеринбургского крестного хода

Господь сподобил нас с сыном провести царские дни в Екатеринбурге: Храм-на-Крови, монастырь Царственных страстотерпцев в Ганиной Яме, Алапаевск. Сразу же после ночной Литургии 17 июля состоялся крестный ход. Мы присоединились к паломнической группе во главе с владыкой Феодосием из Омской митрополии, который 10 лет был настоятелем монастыря в Ганиной Яме.

На крестном ходе меня поразило вот что. Я не знал, что по городу нам придется пройти довольно большое расстояние. Это была ночь с пятницы на субботу. Центр города, гремит музыка, на летних верандах кафе гуляет молодежь, играют уличные музыканты, люди танцуют… А в 5 метрах от них идет крестный ход: огромная колонна людей с крестами, портретами, хоругвями, песнопениями… Я подумал: а ведь у нас сейчас вся жизнь такая…мы, христиане – малое стадо посреди толпы развлекающихся, живущих в свое удовольствие людей. Они даже не остановились в своем веселье, не выключили музыку. Меня это шокировало. Им было настолько все равно… Наша молитва как бы боролась с этими звуками ночного мира. Нас со всех сторон атаковали репортеры светских газет и телеканалов. Паломников с маленькими детьми в колясках спрашивали, зачем они пришли сюда, почему подвергают опасности здоровье своих детей. А что же эти репортеры не подошли к веселящимся людям и не спросили их о том же?

В крестном ходе я видел согбенных бабушек преклонного возраста с двумя палками, которых и в магазин-то недалеко от дома нельзя отпустить… Были пожилые мужчины, одного из них я встретил потом в монастыре. Много собралось странных людей, которых часто можно увидеть в святых местах. Думаю, они уже отрешились от этой жизни и только ездят по святыням. Многие шли в неудобной обуви, я не представляю, что им стоил этот путь.

Шли мы в быстром темпе, явно быстрее 5 км/ч. Наша группа прошла весь путь без остановки. Но мы с сыном один раз остановились, чтобы перешнуровать обувь.

Была у нас одна заминка. На 10-м километре сын мне говорит: «У меня нет сил дальше идти, каждый кроссовок весит по 2 кг…». Я предложил помолиться Богу о помощи и продолжить путь: если что, нам есть к кому обратиться, нас подвезут. После молитвы мы пошли дальше, а он вообще побежал вперед и далеко меня обогнал. Больше жалоб не было. Я думаю, что Господь помогал всем, кто шел этим крестным ходом. Все, кто поставил цель с Божией помощью дойти, дошли.

Я раньше ожидал, что настанет время благоденствия, расцвет православия, когда народ пойдет в церкви. Теперь у меня ощущение, что такого времени не будет. Скорее всего, наоборот, настанут худшие времена. Толпа, для которой удовольствия, комфорт служат идолами, будет нас пожирать. Она не даст нам жить спокойно. Скорее всего, количество верующих не будет увеличиваться, как бы, наоборот, не уменьшалось… Я говорю про истинных христиан, потому что в составе Церкви есть люди, которые служат врагу, а не Богу и Церкви (не имею в виду священников). Глядя на них, люди думают, что вся Церковь такая, и пишут посты в соцсетях, что в храм они больше ни ногой…

Последний километр пути достался мне тяжело. Силы оставили меня, начали болеть ноги. В монастырь я пришел хромой на обе ноги, присел попить чаю в монастырском кафе и понял, что мне больно и тяжело даже шевелиться. Как будто Господь предоставил мне самый конец пути пройти самому, без Его помощи…

Мы были на двух ночных Литургиях, на вечерних богослужениях. На проповедях владыки в один голос говорили, насколько важно покаяние народа, признание ложного пути, по которому пошла страна. Еще до убийства царственных страстотерпцев, преподобномученицы Елизаветы и князей народ уже сделал выбор в пользу земного, а не божественного, и ничего изменить было нельзя. Осознание неправильного выбора сейчас крайне важно. Кто-то скажет: «Я царя не убивал»… Не в этом дело! Зло нужно назвать злом, и это должно быть осознанным волевым актом. Революция, большевизм, материализм, Ленин, Сталин, лозунг «Хлеба и зрелищ!» ― зло. Есть Бог, есть Царство Небесное, мы народ избранный, Господи, прости нас! – вот что нужно, а не «Мои прадеды убили царя». Хотя, у многих действительно их предки поддержали большевиков, и если бы в то время жили мы, то и мы, скорее всего, поступили бы так же. За царя была жалкая горстка людей. И из духовенства многие были против царя, но потом стали священномучениками.

Нас меньшинство. И пока не видно признаков, что ситуация может измениться. Многие трезвомыслящие священники предупреждают, что новые гонения не за горами, надо готовиться. После этого крестного хода я понял, что это не выдумки, а близкая реальность. Мы – заноза в теле этой развлекающейся толпы. Они свою музыку не остановят, а сделают ее еще громче. Есть мнение, что через несколько десятков лет будут мученики. Начнется все мягко, с каких-нибудь запретов, скандалов, закончится мученичеством. Но Господь может и изменить ход событий по нашей молитве и покаянию. Господи, помилуй Россию! Святые царственные страстотерпцы, молите Бога о нас!

• Святослав Можей